Общешкольная тема: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения"
Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
Отличительной чертой современного общества, современной школы - широкое использование компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Реализация федерального государственного образовательного стандарта требует использования новых подходов к обучению, которые ориентируют, прежде всего, на формирование у обучающихся различных компетентностей. Таким образом, реальностью образовательного процесса стал компетентностный подход, при этом формирование ИКТ- компетентности становится ключевой. Поэтому особое острое значение для меня приобрела работа над темой «Формирование ИКТ – компетентности на уроках биологии с учётом требований ФГОС». Актуальность этой проблемы обусловлена требованиями современного общества. Современное общество – мир информационных технологий, где существует необходимость использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Перспективность опыта обусловлена возрастающей информатизацией школы и общества, нет ни одной сферы человеческой деятельности, которую бы не затронули информационные технологии, невозможно представить успешного человека, не умеющего самостоятельно искать, анализировать и передавать необходимую информацию. Практическая значимость заключается в предложении конкретных методических рекомендаций для работы на уроке, а именно создание условий для развития ИКТ – компетентности, то есть обучению приемам работы с информацией. Обучающиеся не смотря на разный базовый уровень подготовки, используют информацию не только из учебника, но и сети Internet и другими источников. Это будет способствовать:
- Развитию логического мышления;
- Росту качества знаний;
- Экономии времени на разных типах урока.
- Умению учиться самостоятельно.
Концептуальность педагогического опыта заключается в потребности в формировании ИКТ – компетентности обучающихся. Выдвигается на первый план проблема информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, и компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Возросла роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Новизна опыта раскрывается в необходимости создать условия, в которых обучающийся мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. К основным принципам и приемам относится: формирование компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ, использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, интерактивные технологии обучения, информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
Теоретическую базу опыта составляют: Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // http://www.menobr.ru/products/1342/" \t "_blank, Опыт формирования ИКТ - компетентностей обучающихся в рамках введения стандартов ФГОС http://gimbol.ru/ikt_kompetent/opyt_formirovanija_ikt.doc" \t "_blank и интернет публикации:
- Подпрограмма "Формирование ИКТ-компетентности учащихся согласно ФГОС» http://festival.1september.ru/articles/627386/
- Проектирование уроков биологии в условиях реализации ФГОС второго поколения http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio6.htm
- Формирование ИКТ-компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1944
- Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования http://www.pandia.ru/text/77/340/33882.php
- Методические рекомендации о формировании ИКТ – компетенции http://u18.edu35.ru/index.php/2012-02-28-13-34-46/2013-02-19-11-40-46/2013-02-19-11-45-02/315-2013-02-21-08-35-25.html
- Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka
- «Формирование ИКТ - компетентности на уроках биологии» http://knu.znate.ru/docs/index-512157.html
Ведущая педагогическая идея: формирование и развитие ИКТ – компетентности на уроках биологии позволит развить способности обучающихся к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Самыми оптимальными и эффективными средствами являются активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:
· словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
· наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
· практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Также отмечаю, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение, вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие. Поэтому обучающиеся постоянно принимают участие в конкурсах, олимпиадах, которые стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор. Участие в муниципальном эколого – краеведческом конкурсе «Люблю тебя, мой край родной» в 2010 году принесло победу Кукушкиной Алене, Лебину Луке, Аверясовой Ольге, Лопухова Екатерина заняла 2 место, а ученица 11 класса Шеина Ксения заняла 3 место. Лука Лебин в 2012 году занял 1 место в межшкольной научно – практической конференции «Мои шаги в науку», а уже в 2013 году обучающаяся 7 класса Поташевская Татьяна стала победителем сразу в двух номинациях «Ораторское искусство» и «Молодому ученому за лучшее воплощение научных идей». Эти работы участвовали в проекте «Алые паруса» и опубликованы в социальной сети работников образования на сайте http://nsportal.ru/, где размещена творческая работа «Я хочу жить здорово» обучающихся 6 класса Пшакиной Екатерины и Девятаевой Татьяны, тоже участвовавших в проекте для одаренных детей «Алые паруса». В 2009 – 2010 учебном году во всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа» участвовало 23 человека, а годом позже участие приняли 37 человек. В 2013 году 20 ребят приняли участие в общероссийском конкурсе «Альбус» и во всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус». В 2012 году Поташевская Татьяна стала победителем районной предметной олимпиады и по биологии, и по географии. А 2013 году Поташевская Татьяна снова стала победителем районной предметной олимпиады по биологии. Живой отклик находит у ребят ежегодная неделя биологии и географии. В этом году в рамках недели обучающиеся приняли участие в проектах «Биология и география в календаре», «Точка на карте России», в конкурсах «Биогеошпаргалка», «Путешествуй с нами!», фотоконкурс «Удивительное рядом». Ребята подготовили буклеты и предметные газеты на разнообразные темы: «Обед по Менделееву», «Хит парад полезной еды», «Врач – стоматолог» наиболее удачные работы я размещаю на собственном сайте: http://lebinaos.ucoz.ru. Благодаря всероссийской школьной образовательной сети «Дневник» и социальной сети «Контакт» стало возможным более тесное общение с обучающимися. Рассматриваем неясные вопросы из домашнего задания, обучающиеся получают индивидуальные задания и сообщения, доклады и даже учебный материал.
Данной проблеме посвящен ряд моих докладов, с которыми выступила на межшкольном методическом объединении учителей биологии, химии и экологии и на школьном методическом объединении: «Требования к современному уроку биологии», «Формирование ИКТ – компетенций обучающихся на уроках биологии с учетом требований ФГОС», курсовая работа «Компьютерные и Интернет – технологии в преподавании биологии». Педагогический опыт мною представлен в виде публикаций на сайтах (http://lebinaos.ucoz.ru, http://www.myshared.ru, http://educontest.net, http://nsportal.ru, http://festival.1september.ru, http://parca.edurm.ru, http://www.proshkolu.ru), где можно ознакомиться не только с разработками презентаций к урокам, но и с многочисленными материалами к урокам и внеклассным мероприятиям (тестовые задания, рабочие карты, терминологические диктанты, викторины, контрольные работы, конспекты уроков, предметные газеты).