Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя биологии и географии
МБОУ «Парцинская основная общеобразовательная школа»
Зубово – Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа.
Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф. Достоевский
Тема педагогического опыта: Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии и географии и во внеурочной работе методом проектного обучения, через вовлечение в исследовательскую деятельность.
В последнее время многие педагоги стали осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Ведь творчество – это не только искусство, это и идеи, креативность в бизнесе, науке, повседневной жизни. Творчество проявляется в современной социально-экономической системе в разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление. Соглашусь с мнением американского психолога Абрахама Маслоу «Творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики». Поэтому особое внимание я решила уделить работе над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии и географии и во внеурочной работе методом проектного обучения, через вовлечение в исследовательскую деятельность».
1. Актуальность и перспективность.
Актуальность этой проблемы обусловлена требованиями современного общества. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала.
Практическая значимость заключается в предложении конкретных методических рекомендаций для работы на уроке, а именно создание условий для развития творческих способностей обучающихся через использование проектно – исследовательской деятельности. Сформировать творческие личности, которые могут быстро реагировать на вызовы, изменения жизни, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи, нетрадиционно, но при этом качественно решать любые существующие проблемы. Тем более что проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС прописана государством. Современная педагогика невозможна без проектно-исследовательской деятельности, поскольку только во время неё формируются необходимые навыки самостоятельного мышления и принятия решений. Также это способствует:
- Активизации познавательного интереса и мотивации для самостоятельной познавательной деятельности;
- Развитию творческих, исследовательских и деловых способностей, позволяет применить их на практике;
- Обучению коммуникативным навыкам, развивает умение находить общий язык с людьми, которые имеют иную точку зрения;
- Формированию умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию.
Ведущая педагогическая идея. Идея педагогического опыта заключается в необходимости выявить, сформировать и развить творческие способности обучающихся. Формирование и развитие творческих способностей на уроках биологии позволит развить способности обучающихся к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
2.Условия формирования опыта.
Известный математик А. Н. Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни призывают человека к нестандартным, творческим, жизненно важным решениям, а с другой – мы видим слабую разработанность проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности, созрела необходимость перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.
Раньше в обучении преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учеников не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Проектно - исследовательская деятельность активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, которые возникают в их практической деятельности, и овладение способами деятельности. Новизна опыта раскрывается в необходимости создать условия, в которых обучающийся мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. К основным принципам и приемам относится: формирование способности самостоятельно добывать недостающие знания из различных источников, использование полученных знаний для решения познавательных и практических задач, приобретение исследовательских умений, коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическую базу опыта составляют:
- Баракова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2013. - №1 (17). – с. 75-78.
2. Брославская Т.Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. – 2015. - №2.1. – с. 5-6.
3. Голд Е.А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015). – Пермь: Меркурий, 2015. С. 73-76. и интернет публикации:
- Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса https://vuzlit.ru/556712/proektno_issledovatelskaya_deyatelnost_metodov_obrazovatelnogo_protsessa
- Гамзаева А.Р. Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-i-poznavatelnoy-aktivnosti-u-uchaschihsya-2608306.html
- Садыкова Ч.М. Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/04/09/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya
- Развитие творческих способностей через проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-chieriez-proiektnuiu-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos
- Рябикова Т.В. Методическая система «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся» https://doc4web.ru/tehnologiya/metodicheskaya-sistema-proektnoissledovatelskaya-deyatelnost-kak.html
4. Технология опыта.
Цель данного опыта: использование метода проектов и исследовательской деятельности для создания условий развития творческих способностей школьника.
Задачи: развитие творческих способностей обучающихся, используя знания, умения и
навыки, приобретенные при изучении предметов, в процессе работы над проектом.
Технология проектного обучения - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе разработки учебного проекта. При определении содержания проектного обучения, для меня принципиально важным и сложным вопросом является
педагогически правильный выбор объектов проектирования. При подборе проекта стремлюсь к тому, чтобы он содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течение учебного года.
Одним из наиболее важных, требований в отборе проектов является его творческая направленность.
Творческие проекты моих учащихся несут в себе общественно полезную или личную значимость (удовлетворение запросов школьника, семьи, общества, школы).
Выбору тематики проекта поможет предшествовать определение его типа. В соответствии с содержательным признаком намечают следующие типы проектов:
1. Исследовательские. Такие проекты требуют от учителя и ученика хорошо подуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальность проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработка результатов. В 2016 году обучающиеся 9 класса Осина Екатерина и Козеев Владимир подготовили работу "Выявление вредных химических веществ в выхлопных газах автотранспорта". Отличительной особенностью выполнения данной исследовательской работы являлось интеграция знаний по химии, биологии и информатике. А весь материал этой исследовательской работы представлен в виде презентации и видеролика. В исследовательской работе «Оценка качества питьевой воды», выполненная обучающимся 9 класса Лебиным Лукой, В основной части представлены открытые эксперименты, оценивающие качество питьевой воды. Практическая значимость работы заключалась в ряде мероприятий, направленных на борьбу с загрязнением естественных источников питьевой воды и повышением уровня экологической культуры, а также выявления последствий для организма человека употребления некачественной воды. Элементы исследовательской деятельности используются на уроках биологии 8 класса, например, выявление вредных веществ в различных марках сигарет, влияние физических нагрузок на работу сердечно – сосудистой системы.
2. Информационные проекты. Проекты изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории, и так же, как и исследовательский, требует хорошо продуманной структуры. Много лет существует проект школьной газеты «Большая перемена», часто ее выпуски бывают тематические «Кровавая», посвященная изучению темы «Внутренняя среда организма», «Профилактическая» подготовлена как информация по профилактике гриппа и ОРВИ http://lebinaos.ucoz.ru/load/klassnoe_rukovodstvo_vozhatstvo/gazeta_bolshaja_peremena_profilakticheskaja/6-1-0-332, «Здоровая», о здоровом образе жизни и содержащая ряд полезных советов http://lebinaos.ucoz.ru/load/klassnoe_rukovodstvo_vozhatstvo/gazeta_bolshaja_peremena_zdorovaja/6-1-0-330. В рамках проекта «Заповедная Россия» не только познакомились с особенностями особо охраняемых территорий России, но реализовали несколько работ: «Кологривский лес» https://vk.com/video?q=лес&z=video137324864_456239033, презентации «Астраханский заповедник», «Баргузинский – старейший заповедник России».
3. Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы характер. В рамках проекта «Вода и здоровье» обучающиеся сами готовили и проводили экологические уроки на разнообразные темы: «Урок чистой воды» «Вода России. Чистые реки», "Водный след" в увлекательной форме ученицы 11 класса рассказали пятиклассникам о водных запасах планеты, раскрыли секреты сохранения чистой воды и научили бережному отношению к водным ресурсам. Мероприятие «Водная арифметика», организовали эколидеры Аверясов Дмитрий и Андрюхина Алла, а обучающиеся 7 класса отвечали на вопросы, связанные с рациональным использованием воды. Неотъемлемой частью стали буклеты о значении воды в природе и жизни человека: «Как вода влияет на человека», «Сбережем чистую воду», «Живая вода», «Водные странички», «Водный биллютень»
4. Экологические проекты. Как правило, они требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно. На семинаре "Оценка качества питьевой воды" выступали обучающиеся 8, 9, 11 класса с презентациями "Проблемы питьевой воды", "Качество питьевой воды" и исследовательской работой «Жесткость воды и ее последствия».
5. Географические проекты. Могут быть исследовательскими, приключенческими и т.д. В рамках проектов «Путешествуй с нами» и «Точка на карте России» подготовлено несколько буклетов, презентация и слайдшоу о городах, интересных местах России. Лука Лебин подготовил слайдшоу о достопримечательностях Калининграда https://vk.com/video?q=ка&z=video137324864_456239088, группой ребят 8 класса было выполнен видеоролик «Почвы России» https://vk.com/video?q=поч&z=video137324864_456239089, они самостоятельно выбрали иллюстрации, озвучили и смонтировали ролик, что предоставляет огромное пространство для творчества, самовыражения, самореализации.
Мною замечено, что для развития творческих способностей наиболее целесообразно применять информационно-коммуникационные технологии, просто необходимо владение программами для создания буклетов, информационных листовок, презентаций, слайдшоу, видеороликов. Благодаря развитию технологий работы публикуются в социальных сетях, становятся общедоступными, Также нельзя забывать о личностно-ориентированном обучением, обучении в сотрудничестве, проблемном обучении. Активное развитие невозможно без вовлечение обучающихся и во внеурочную деятельность с применением метода проектов.
5. Анализ результативности опыта.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.
Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по биологии:
Учебный год |
2014 – 2015 |
2015 – 2016 |
2016 – 2017 |
2017 – 2018 |
Среднее значение |
Качество знаний % |
47,1 |
48,3 |
50,4 |
48,2 |
48,5 |
По результатам республиканских мониторингов:
Год |
Класс |
Уровень |
Качество знаний % |
2018 год |
5 |
Российский |
62,5 |
2019 год |
9 |
Муниципальный |
46,2 |
Среднее значение |
54,3 |
Обучающиеся систематически принимают участие в конкурсах, олимпиадах, которые стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор.
В 2014 году участие Ларькина Вячеслава в районном конкурсе «Экология. Дети. Творчество» было отмечено грамотой «За активное участие», а Паркина Вероника заняла 2 место в районном конкурсе экологического плаката.
В 2014 – 2015 учебном году во всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа» участвовало 47 человек, обучающийся Степанов Вадим занял 3 место. 5 человек приняло участие межрегиональном творческий конкурс для старшеклассников «Российская школа фармацевтов» (г. Санкт – Петербург), Поташевская Татьяна победила в первом туре.
В 2015 году 20 обучающихся участвовало во всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе «Эрудит России», Девятаева Татьяна получила диплом 3 степени, а Папу Евгений и Лебин Лука были отмечены дипломами 2 степени. Ребята активное участие в всероссийском экологическом уроке «Вода России», Шиндякова Ангелина, Папу Евгений, Ларькина Раиса и Лебин Лука были отмечены специальными грамота «Водного знака». Активное участие во всероссийских экологических уроках: «День Черного моря» «Живая Волга», «Разделяй с нами», «Хранители воды», грамоту получил Лебин Лука. 36 обучающихся приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде "Sapienti Sat", победителям стал Лебин Лука, занявший 3 место. Также Поташевская Татьяна и Акимов Максим стали призерами Республиканской Евсевьевской открытой олимпиады.
В 2016 году Осина Екатерина - обучающаяся 9 класса с исследовательской работой по экологии "Выявление вредных химических веществ в выхлопных газах автотранспорта" стала призером VI научно - практической конференции "Первые шаги в науку". Лебин Лука и Пшакина Екатерина заняли 2 и 3 место во Всероссийской Онлайн – олимпиаде.
В 2017 году приняли активное участие в акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе», а 2018 году Лебин Лука стал региональным победителем акции «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе» и был награжден поездкой во всероссийский оздоровительный центр «Орленок». Хопова Екатерина стала участником всероссийского интернет – проекта «Страна экологических троп» в конкурсе «Экология моего региона». Приняли активное участие в республиканской акции "Сдай макулатуру, спаси дерево!" "Сбереги зеленый листочек".
Также обучающая 9 класса Нестерова Василиса стала победителем Всероссийского конкурса детского рисунка «Разноцветные капли-2018», посвященный теме заботы о водных ресурсах нашей страны и их сбережения.
Живой отклик находит у ребят ежегодная неделя биологии и географии. В этом году в рамках недели обучающиеся приняли участие в проектах «Биология и география в календаре», «Путешествуй с нами», в творческих конкурсах: конкурс буклетов и слайд - шоу "Это забавное животное", конкурс буклетов, презентаций и слайд - шоу в рамках проекта "Точка на карте России", посвященных городам и необычным местам и регионам России, конкурс фотографий "Природа в объективе". Предметная неделя имеет собственную группу в социальной сети «В контакте» по адресу: https://vk.com/event165293593, а также собственную группу в социальной сети «В контакте» имеет акция «Вода и здоровье» по адресу: https://vk.com/public162028097 (Грамоты в портфолио на сайте образовательной организации.)
Ребята подготовили буклеты и предметные газеты на разнообразные темы: «Интересное о бегемотах», «Забавная биология», «Веселая география», «Сбережем чистую воду», «Вода – это жизнь», наиболее удачные работы я размещаю на собственном сайте: http://lebinaos.ucoz.ru. Благодаря всероссийской школьной образовательной сети Сетевой город» и социальной сети «Контакт» стало возможным более тесное общение с обучающимися. Подробно рассматриваем вопросы домашнего задания, задания из материалов для подготовки к основному и единому государственному экзамену. Обучающиеся получают индивидуальные задания, темы докладов и сообщений, также ссылки на интернет – ресурсы, содержащие учебный и дополнительный материал.
6.Трудности и проблемы при использовании опыта.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.
Далеко не весь материал школьной биологии способен пробудить у учащихся творческий потенциал. Поэтому необходимо работать над возможностями каждой педагогической технологии. Много времени требует составление подготовка презентаций для уроков, разработка тем учебных проектов и исследований.
7.Адресность опыта.
Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися, развивая их творческий потенциал.
Данной проблеме посвящен ряд моих докладов, с которыми выступила на межшкольном методическом объединении учителей биологии, химии и экологии и на школьном методическом объединении: «Современный урок как основа для творческих способностей обучающихся и создание условий для их самореализации», «Проектная деятельность на уроках биологии», «Исследовательские проекты, работы обучающихся: виды, требования, критерии оценки».
Также мой педагогический опыт мною представлен в виде публикаций на сайтах (http://lebinaos.ucoz.ru, http://www.myshared.ru)